Полезные рекомендации


Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование.
Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми.
Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой - эти дети ведут себя «правильно». Но некоторых родителей волнует поведение своих детей.
Особенности двигательного развития детей, испытывающих тревожность.
Развитие мышечной системы и структуры тела: мышечная система и структура тела у тревожных - разнообразна. Мы встречаем тревожных детей как астеничных, сухощавых по своему телосложению, так и полных. Сама по себе проблема телесной комплекции может стать фактором для возникновения у детей подозрений в своей самоценности, тревожных оценок своей персоны, угрозы своему достоинству.
Мышцы детей, проявляющих тревожности и страхи чрезмерно напряжены (сокращены) в результате преобладания в нервной системе процессов возбуждения. Часто наблюдается гиперактивность мышц, особенно спины, рук, икроножной области. С возрастом эта гиперактивность может перерасти в гипертоническое состояние.
Напряжение в мышцах формируется в результате того, что мышечная система даже в нейтральной ситуации «стоит на страже», чтобы не пропустить опасность. Поэтому требуется правильная работы с мышечной системой таких детей. Как и в работе с детьми, испытывающими агрессивную направленность, необходимо переобучение мышц на уровне их нейрологии, т.е. «реабилитации» их реакций.
Другая причина несбалансированной работы мышечной системы заключается в неполном, учащенном и поверхностном дыхании (грудном), использовании задержанного типа дыхания, к которому человек обращается в ситуации стресса.
У тревожного ребенка обычно широко раскрыты глаза, сжаты челюсти и кисти рук. Работа мышц глаз дисгармонична. Это ведет к ослаблению фокусного зрения, невозможности сосредоточить внимание, слабому осознанию и оценке конкретных выборов и событий, явлений и пр. окружающей действительности. В моменты страха у детей из-за выделения большого количества адреналина в кровь повышена непроизвольная двигательная активность и порог болевой чувствительности. Это также состояние также может сочетаться с эмоциональным или двигательным шоком до «принятия решения» на кинестетическом уровне.
Развитие структуры и позы тела у ребенка, проявляющего тревожность, «отклоняется назад». Центр тяжести тела, соответственно, падает непропорционально назад и, чтобы удержать позу тела, мозг дает команду подколенным сухожилиям и мышцам о необходимости «напрячь все силы, чтобы выстоять». Такая ситуация чрезмерно активизирует защитную реакцию «борьбы и избегания.

Координация движений.
Дети со «склонностью» к тревожности неустойчиво стоят на ногах, нескоординированы в процессе движений. У них может быть дисгармония в движениях и преобладание хаотических движений из-за чрезмерного преобладания процессов возбуждения в нервной системе.
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. 

 

Как снять интеллектуальный стресс?
/ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ/
Проблема интеллектуального стресса или профессионального выгорания знакома людям с приличным IQ. Даже компьютер зависает от перегрузок и неумелого с ним обращения. Поэтому следуем правилу «врач, исцелись сам», и устраним причины такого недуга.

5 приёмов самообороны от профессионального выгорания:
Трудимся только в рабочее время
После работы свои профессиональные мысли стряхнем вместе с пылью на обуви, топнув на пороге дома: соблюдение трудового кодекса обязательно и для нас. Кстати, если дорога от работы до дома занимает менее 15 минут, увеличим её пешей прогулкой– пусть наши умные извилины отдохнут, порадуются пейзажу и одиночеству. После приятного ужина – просмотр картинок рабочего дня, чтобы поставить точку после слов «завтра я успешно сделаю (и конкретно что)». Это обеспечит нам безмятежный сон, часто предлагающий блестящее решение любой проблемы (как Менделееву).
Повысим самооценку
Похвастаем себе и коллегам: свои профессиональные награды, дипломы держим не только в компьютере, но и на рабочем месте. Такой стимул отлично работает у чемпионов. Это подарит нам свободу в принятии решений даже при трениях с коллегами и диктате руководства.


Расширим свою профессиональную информированность
Подбросим эти дрова в костер, чтобы не выгорать. В начале каждого рабочего дня в интернете поинтересуемся профессиональными новинками не только у конкурентов, но и в мире, заслужив уважение начальства и облегчив себе работу. При этом похвалим себя: «я супер!». 
Отдыхаем с удовольствием 
Снимем интеллектуальный стресс активным отдыхом, спортом, особенно плаванием. Насладимся классической музыкой: «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, или своей любимой мелодией. Пообщаемся с семьей и друзьями. Признаемся им в своей проблеме, комично преувеличив её, чтобы вместе посмеяться – смешное уже не опасно.
Окажем себе «скорую помощь»
При интеллектуальном стрессе прямо на рабочем месте потянемся, зевая, потрём руки, как в мороз, затем лицо и затылок.
  • 5 минут посмотрим видео о своем летнем отдыхе, вспомним себя там и все краски, запахи и звуки природы.
  • Напишем фломастером на листе свою проблему, а потом посмотрим, как она смывается под струей воды.
  • Сделаем комплимент своему шефу или неблагосклонному коллеге. А после нескольких минут их изумления, посоветуем похвалить и нас – тогда мы для них свернем горы, или все-таки сделаем этот отчет. 
Открытым людям профессиональное выгорание не грозит.
И помним: мы творческие, трудолюбивые специалисты высокого класса, достойны уважения и благодарности – какой наш посыл в общество, такое и эхо. Поэтому мы сами предотвратим выгорание и сделаем свою карьеру успешной!

Скромность и застенчивость
"Застенчивость есть сочетание 
желания понравиться и боязни неудачи"
- Бошен.

 "Не заботьтесь о том, что другие люди о вас подумают. 
Они слишком обеспокоены тем, что думаете вы о них"
- Эдельштейн


Застенчивость бывает разных "степеней сложности". Иногда человек может довольно легко совладать с нею, а порой застенчивость становится "второй натурой" человека, если не первой. И его настоящая личность словно действительно спрятана за какой-то стеной.

Если человека раскованного, общительного можно описать с помощью разных эпитетов, то глядя на застенчивого человека, слово "застенчивый" - это, как правило, первое, а иногда и последнее, что приходит в голову. 
 Хотя этот человек может быть душевно богат, креативен, оригинален, умён и добр, в силу его застенчивости никто может этого так и не заметить. Печально. Но не смертельно. Это лечится. При желании. Застенчивость можно преодолеть. Ведь, следует заметить, стеснение не является врождённой эмоцией человека.
 Изначально ребёнку не известно ни чувство стыда, ни стеснения. Но в период с раннего детства до подросткового возраста эти эмоции успешно прививаются растущему члену общества.  Вообще, если говорить о нашем обществе, то, фигурально выражаясь, именно ему должно быть стыдно за тот стиль воспитания, который пропагандируется как правильный.

Так как оно стремится сформировать человека застенчивого (скрывающего свои достоинства), стыдливого (стыдливым человеком легче манипулировать), скромного (такие мало чего достигают в жизни), ставящего интересы других выше личных.
А в жизни находятся люди, не обременённые такими "полезными" качествами, и они показывают миру без всякого стеснения то, на что они способны, не позволяют манипулировать собою с помощью чувства стыда, не скромничают, а просят о том, что им нужно и предлагают то, что хотят "продать".

В то же время каждый человек все-таки должен быть немного застенчив. Нормальный уровень застенчивости делает человека более приемлемым в общении, придает ему очарование, которого нет у "людей без комплексов". 
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СКРОМНОСТЬ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ ?

Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача не из легких, но она разрешима. Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является: 
  • формирование устойчивых поведенческих механизмов саморегуляции;
  • тренировка взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
На первом этапе главной задачей выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. 
Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении. Общение должно проходить в спокойной обстановке.  Универсальное средство обучения общению — это игра, так как она может изменить отношение ребенка к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
Предлагаю вам познакомиться с очень простыми и в то же время интересными играми.

ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Игра «Волшебные превращения»
Дети стоят в кругу.
Взрослый: « Волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить:
а) злой зимний ветер;
б) осенний холодный ветер;
в) теплый, ласковый летний ветерок»
.
Воспитатель  участвует в игре и комментирует действия детей.

Игра «Изобрази отгадку»
Взрослый: «Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке».
1.    Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
2.    Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем —
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
3.    Бегут по дорожке
Доски да ножки.

Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: 
«Чик-чик-чик» (ножницы);
«Тик-так, тик-так» (часы);
«Ш-ш-ш» (лыжи).
Игра «Поющие животные»
Взрослый: «Представьте, что животные умеют петь.
Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы?»;
 «Песня про кузнечика» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) в исполнении собаки?»
Взрослый может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.

Игра «Дождик» (игра проводится в летний период на улице)
(Перед каждым ребенком — ванночка и лейка с водой).
Взрослый: «Вы — дождевые тучки, плывущие по небу.
Дети ходят по кругу, изображая тучки, воспитатель помогает детям озвучить их действия: 
«Я - тучка, тучка, тучка. Я - тучка, похожая на зайчика  (слона  и т.п.)»
По сигналу все останавливаются и берут лейки.  Взрослый: «А теперь пошел маленький веселый дождик. Кап-кап-кап».

Игра «Угадай, кто это? (что это?
Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит (какой предмет перед ним лежит).
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА
Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно.

1.  Дети выполняют ритмичные действия (например, изображают падающие осенние листья, снежинки). 

2.
«Подбери мелодию».
Детям предлагают прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки)?»

3. Танцы с предметами (лентами, флажками, мячами). Детям показывают несколько простых танцевальных движений и просят их повторить под музыку.
 
4. Создание танца.
Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Потом все вместе разучивают танец.
Такие игры помогают преодолеть и моторную неловкость застенчивого ребенка.

С ПОМОЩЬЮ ЧТЕНИЯ
У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника.
Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия.
 Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. Опора на
картинки облегчает речевое общение со взрослым.
При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.
Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет.
Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-то общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей.
Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и пр. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится.


ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Когда у детей появляется некоторая активность в диалоге, им предлагается принять участие в импровизации: члены группы, чередуясь, сочиняют сказку или рисуют картину. После этого можно перейти к разыгрыванию известных сказок. Каждый член группы получает определенную роль.
Разыгрывание может быть осуществлено с помощью бумажных фигур или кукол. Дети также могут исполнять роли сами.
При распределении ролей надо учитывать, окажет ли эта роль благоприятное воздействие на ребенка. Застенчивым детям предлагают изображать таких сказочных персонажей, для которых достижение благородных целей связано с героическим поведением.
Таким образом, в поле зрения ребенка все чаще попадают социальные ситуации, в которых надо действовать по определенным правилам. Он начинает интересоваться, почему какой-то герой поступил дурно, неправильно, как можно исправить положение, «чтобы никому не
было плохо». Это помогает овладеть различными образцами поведения.  Для развития речевой регуляции своих действий ребенку полезно выполнять упражнения, в которых он руководит действиями сверстника или взрослого. Это могут быть игры, где ребенок выступает в роли воспитателя.
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ
Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания.
  • Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди.
  • Расскажи о себе все самое хорошее (здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но...» и «если...»).
  • Назови своего друга ласковым именем.
  • Перечисли, что ты больше всего любишь.
  • Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится.
  • Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чьё-то хорошее высказывание. Почему оно тебе запомнилось?
  • Похвали своего друга.
КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ
Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.

Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача — вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу.

Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т.п.). Дозировать нужно даже похвалу. 

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения.

ВСЕ ИГРЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ВЫШЕ, КАЖДЫЙ ИЗ ВАС СМОЖЕТ ПРОВОДИТЬ ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ СЕМЬЕЙ.  УДАЧИ И ИНТЕРЕСНОГО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ!